Нормативно-правовое регулирование валютного рынка
- покупку, хранение и продажу драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
- выставление чеков и векселей в любой валюте.
Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Её требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию специальных счетов по определённым видам валютных операций [6, с.75].
Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты, устанавливающие:
- порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой;
- единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;
- требование об использование специального счета и требование о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала;
- порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет;
- порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ;
- требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами;
- порядок открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ (п.3 ст.12 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках, в том числе и такими резидентами как уполномоченные банки и валютные биржи;
- порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов;
- порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета;
- порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов;
- порядок резервирования и возврата суммы резервирования;
- критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств;
- единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами;
- обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже; перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки.
Не являются органами валютного регулирования и контроля, но обладают определенными полномочиями в указанной сфере некоторые государственные органы. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по вопросам: торгово-экономических отношений с иностранными государствами; торгово-экономических отношений и экономической интеграции Российской Федерации с государствами - участниками СНГ; экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями [13, с.29].
Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является выработка единой государственной финансовой (включая валютную сферу, сферу государственного долга), денежной и кредитной политики. В соответствии с указанными задачами Министерство разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам валютной политики; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [13, с.30].
Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами, предполагает, что [13, 47]:
- Резиденты вправе проводить операции по получению у уполномоченных банков кредитов и займов в иностранной валюте, возврату таких кредитов и займов, уплате сумм процентов и штрафных санкций по ним (п. 3 ст. 9 ФЗ № 173-ФЗ).
- Предоставление резидентом кредитов (займов) в иностранной валюте резиденту, не являющемуся уполномоченным банком, не допускается.
- Операции по получению и предоставлению кредитов и займов в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами в сумме, составляющей в эквиваленте более 5 000 долл. США требуют оформления паспорта сделки.