Повышение финансовой устойчивости ООО «Компания Лето»
На исследуемом предприятии фактически нет специализированной службы по управлению финансами. Ответственность за организацию финансовой политики лежит на директоре предприятия и главном бухгалтере.
В связи с этим на предприятии необходимо организовать деятельность специалиста - финансового менеджера. Тогда распределение обязанностей на предприятии будет выглядеть следующим образом (таблица 8).
Для эффективного функционирования системы оперативного управления финансами на предприятии необходимо его нормативно-организационное обеспечение - наличие положений о финансовой службе, о финансовой структуре, регламенты, стандарты и схемы документооборота.
Таблица 8 Функциональные обязанности специалистов финансовой службы
Главный бухгалтер |
Финансовый менеджер (зам. директора по финансам) |
Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета. |
Несение полной ответственности за управление финансами. |
Формирование финансовой стратегии и политики. |
|
Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы. |
Руководство работой бухгалтерии, финансового отдела. |
Представление данных учета внутренним и внешним пользователям |
Констатация финансовых итогов. |
Выработка рекомендаций высшему руководству |
В частности, важны требования к системе отчетности (оперативной, аналитической, бухгалтерской, налоговой) с точки зрения уровня детализации показателей, периодичности составления, адресности информации. Не менее важным является функциональный аспект управления, подкрепленный должностными инструкциями для всех звеньев оперативного управления.
Одно из направлений деятельности вновь созданной финансовой службы может быть финансовое планирование при помощи платежного календаря, который представляет собой таблицу, в которую заносят все поступления денег в организацию: выручку от продаж, кредиты, займы и др. Календарь должен содержать и записи о платежах фирмы.
В первую очередь необходимо занести в календарь регулярные выплаты и поступления: авансы, расчеты по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени. С остальными суммами разумно поступить так. Можно разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать, например, руководители подразделений организации.
Календарь обычно формируют на определенный период - месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы компании разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т. д.). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.
Далее работники финансовой службы должны определить, какими суммами (по видам денежных средств) компания будет располагать на начало планового периода. Для этого текущие остатки корректируют на суммы, которые должны поступить на фирму. После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового периода. Формула расчета выглядит так:
Остаток на дату = Остаток предыдущего дня + Сумма поступлений за день - Сумма платежей за день.
Итак, календарь сформирован. Если все значения в нем положительные, финансовое состояние компании можно считать удовлетворительным. Отрицательные цифры означают, что в какой-то конкретный день фирме может не хватить денег.