Организационная структура управления экономикой в ОАО «Желдорреммаш» НЭРЗ. Современные подходы к формированию экономических служб на предприятии ОАО «Желдорреммаш» НЭРЗ
Организация финансовой службы зависит, прежде всего, от масштаба предприятия и характера уставной деятельности. Именно устав определяет финансовые особенности той или иной коммерческой структуры. Эти особенности определяются следующими факторами:
· финансовыми взаимоотношениями с государством, в частности налоговыми льготами и санкциями;
· условиями и методами формирования капитала;
· распределительными отношениями и мерой финансовой ответственности перед акционерами, пайщиками, вышестоящей управляющей фирмой, министерством, ассоциацией или холдинг - компанией.
Последние два фактора имеют особое значение при формировании (регистрации) и ликвидации предприятия. Масштаб и финансовые особенности фирмы определяют отнесение её к категории крупного, среднего или малого бизнеса, а также к совместным предприятиям именуемым как предприятия с участием иностранного капитала или сформированные полностью за счет иностранного капитала. Малые предприятия имеют существенные налоговые льготы. Их развитие всячески поощряется государством. Организационная модель финансовой службы малых предприятий, естественно, упрощена. Однако по финансово-организационной вертикали они, как, впрочем, и все другие структуры, могут управляться холдинговой фирмой, франчайзером, ассоциацией, министерством - соответственно с большей или меньшей зависимостью от того или иного вышестоящего звена. Финансовая служба последнего, как правило, организационно состоит из двух отделов - отдела текущей деятельности и отдела инвестиций. Такое деление может оказаться целесообразным для самого предприятия как базовой ячейки финансовой инфраструктуры.
Традиционно сложившаяся структура финансовой службы на российских предприятиях сегодня уже не отвечает требованиям времени. Прямое копирование структуры западных компаний также невозможно в связи с: практикой работы; законодательством; системой образования; традициями и т.д.
В настоящее время в России нет единой концепции построения организационной структуры финансовой службы. Через взаимоотношения финансового директора (директора по финансам и экономике) и главного бухгалтера можно выразить три варианта построения концепции: главный бухгалтер подчиняется финансовому директору (западная концепция); существуют главный бухгалтер и финансовый директор, вследствие чего происходит постоянный конфликт интересов (эклектическая концепция); финансовый директор - главный бухгалтер - одна должность (российская концепция).
Западная концепции построения организационной структуры финансовой службы предполагает, что бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером входит в финансовую службу, и главный бухгалтер подчиняется финансовому директору. На сегодняшний день такая концепция используется во многих организациях в России.
Кроме того, трагедия большинства наших нынешних финансовых директоров заключается в том, что они не знают правил и системы ведения бухгалтерского учета. Хотя это их прямая обязанность - уметь использовать данные бухгалтерского учета для финансового анализа, финансового планирования и прогнозирования.
В результате применение западной концепции в России является несоответствующим законодательству и нелогичным, так как для должности финансового директора в законодательстве и общепринятой практике не определены права и обязанности, а большая часть прав и обязанностей, которые ему передаются, уже закреплена за главным бухгалтером.
На Западе данная концепция успешно работает, так как там именно финансовый директор ставит подпись под всеми финансовыми документами и несет ответственность за сохранность имущества и выполнение обязательств. Квалификация западных финансовых директоров несравнимо выше отечественных, тем более что большая их часть выходит из бухгалтеров. В западной концепции главный бухгалтер отвечает только за ведение учета, т. е. он является чисто техническим человеком, а организует учет и производит контроль финансовый директор. Составление отчетности общественных бухгалтеров (аудиторов).