Направленность бюджетных стимулов местных органов государственной власти
Совокупный доходный потенциал регионального бюджета характеризует потенциальные возможности субъекта РФ генерировать доходы бюджетов всех уровней в рамках данной территории. Это понятие в настоящее время практически не используется в бюджетной практике. С нашей точки зрения, формирование и оценка совокупного доходного потенциала необходимо для объективной оценки степени централизации бюджетных доходов региона в рамках бюджетной системы РФ, выявления возможностей укрепления самостоятельности территориальных бюджетов за счет реформирования системы межбюджетного перераспределения доходов.
Выбор направлений развития и реализации доходного потенциала территорий во многом определяется приоритетами структурных составляющих бюджетных доходов. Бюджетная классификация РФ определяет три основные группы: собственно доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В первую группу включаются 19 подгрупп: различные виды налогов и налоговых платежей, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг, продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.п. Во вторую группу входят безвозмездные перечисления от нерезидентов, от других бюджетов бюджетной системы РФ, от государственных и негосударственных организаций и др. В составе третьей группы различают доходы и безвозмездные поступления от собственности и иной приносящей доход деятельности, рыночные продажи товаров и услуг и т.д. Чаще всего потенциальные возможности увеличения тех или иных видов поступлений в бюджеты рассматриваются применительно к первой и третьей группе, поскольку они в большей степени прогнозируемы.
Анализ доходов муниципального бюджета г. Читы свидетельствует о том, что в настоящее время в его структуре преобладают налоговые доходы, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от оказания платных услуг, безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субсидий и целевых субвенций. В целях укрепления самостоятельности территориальных бюджетов особое значение приобретает понятие собственных доходных источников. Бюджетный кодекс РФ в современной трактовке к числу собственных относит не только налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в соответствующие бюджеты, но и основную массу безвозмездных перечислений муниципальным бюджетам. Данная позиция основана на точке зрения ряда ученых по вопросу о собственности бюджетных средств в части перераспределяемых между уровнями бюджетов (для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности). Я не согласна с такой постановкой вопроса, поскольку собственные средства объективно не могут и не должны перманентно (ежегодно) изменяться в зависимости от ряда субъективных факторов: численности постоянного населения, оценки налогового потенциала территории, структуры бюджетных расходов и т.п.
Моя точка зрения на определение налогового потенциала города Читы заключается в целостном двуедином рассмотрении данной категории. Первый аспект базируется на предположении об оптимальности и целесообразности использования всех экономических ресурсов городского округа. С позиции региональных экономических ресурсов налоговый потенциал определяется как максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона.
Согласно второму аспекту следует исходить из возможностей действующей налоговой системы мобилизовать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему государства. С этих позиций налоговый потенциал трактуется как возможность ресурсной базы города приносить реальные доходы в бюджетную систему государства в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство. Реализация того или иного подхода к определению налогового потенциала для целей его оценки зависит от круга поставленных задач. Так, первый аспект решает стратегические задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы с целью улучшения финансово-экономической ситуации государства в целом; второй же более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, межбюджетного выравнивания асимметрии в развитии регионов, оценки деятельности налоговых органов отдельных территорий и краткосрочного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства.