История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь
ü Экологический налог объектом налогообложения являются: объёмы добываемых из природной среды ресурсов, объёмы выбросов загрязняющих веществ, объёмы переработанных нефти нефтепродуктов. Ставка за 1 тонну или 1 куб.м. Плательщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства.
ü Налог с продаж автомобильного топлива, которым облагаются операции по реализации на территории нашей страны автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого топлива. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны договора, простого товарищества, филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели
ü Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Налоговой базой является фонд заработной платы, а ставка была 5 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства.
ü Отчисление на социальное страхование организации и предприятия оплачивали 35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается из заработной платы работников. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели.
Кроме того, были введены такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов. Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности. Законом "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 года в законе включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 года введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенным изменениям подверглись внебюджетные фонды. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышали стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводило к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. В целях обеспечения наибольших сборов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения:
выручку от реализации продукции, работ и услуг, что оказывало наиболее сильное искажающее воздействие на экономику ;
заработную плату, что также давало негативное последствия. Населению приходило находить различные пути, чтоб уйти от оплаты налога, что существенно отражалось на доходах государства.
Структура ставок подоходного налога (9-30%) была основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Практиковалось многократное обложение разными налогами одной и той же базы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относились отчисления в республиканский фонд единого налога для производителесельскохозяйственной продукции (ставка 2%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий.