Внутрифирменное планирование: его сущность и виды
Сущность планирования заключается в обоснованном определении на конкретно установленный период времени основных направлений развития предприятия с учетом материального положения предприятия и спроса на рынке.
Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом и реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
В процессе планирования, принимаются решения о:
целях организации;
состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;
стратегии и тактике достижения поставленных целей;
бюджете организации;
выборе инвестиционных проектов;
целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках;
стратегии ценообразования;
каналах сбыта и распределения продукции;
разработке новых видов товаров и услуг;
способах проведения рекламных кампаний.[30]
Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является задачей для любого бизнеса.
Планирование деятельности на каждом предприятии - это самая важная функция производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж, экономическая оценка затрат, а также проводится экономическая оценка конечных результатов. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления ставят конкретные цели и задачи, составляют программу действий, определяют участие каждого работника и отдела в общей деятельности, объединяют части плана в одну экономическую систему.
Таким образом, планирование как элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующее:
инициирование - активизация, стимулирование, мотивации намеченных действий;
прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния;
оптимизация - обеспечение выбора наилучшего и допустимого варианта событий;
координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках;
упорядочение - создания единого общего порядка для успешной работы и определения центров ответственности;
контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана;
документирование - представление действий документальной форме, что можно быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.[17]
Планирование всегда опирается на фактические данные настоящего или прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени. Степень обоснованности любых планов зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие является лишь небольшой частью общей рыночной системы или экономики страны в целом, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие показатели рынка или основные макроэкономические факторы, допустим, темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприятий и их подразделений.
Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кризисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, - деятельность конкурентов, объемы спроса и другие - не обладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вытекает, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики базируется на неполных данных. Это предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.