Бизнес-план: сущность, функции и структура
определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана. [18]
Функции бизнес-плана
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Даная функция наиболее необходима на этапе создания фирмы, а так же если вырабатываются новые направления деятельности.
Вторая функция- планирование. Она дает возможность оценить новые направления деятельности, а так же контролировать деятельности внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства-ссуды, кредит. В настоящее время мало фирм могут развиваться без получения дополнительных вложений в виде ссуд и кредитов. Но, к сожалению, получить кредит не так-то просто. Главная причина не в увеличении процентных ставок, а в невозвратности кредитов. Поэтому банки прибегают к ряду мер, таких как: реальный залог, банковские гарантии. И предпочтение будет отдаваться той фирме, в которой имеется проработанный бизнес-план.
Четвертая функция позволит привлечь потенциальных партнеров, желающих вложить собственные средства или технологии в данный проект. Вложение средств или технологии возможно только при наличии бизнес-плана, в котором отражается курс развития компании на определенный период времени. Руководство предприятия и его инвесторы имеют четкое представление об этапах выполнения поставленных задач на предприятии, и развитии отношений самого предприятия с рынком. [20]
Написать бизнес-план не возможно, не имея всех необходимых данных, а для их получения придется изрядно потрудиться. Ведь в данном документе нужно описать такие моменты, как, например, технология производства того или иного товара, возможные рынки сбыта, возможности расширения сферы деятельности, конкурентоспособность фирмы и так далее. Для того чтобы получить представление о данном роде деятельности не достаточно опираться лишь на теоретические знания, необходимо всячески их подтверждать существующей практикой.[29]
Структура бизнес-плана
Обзорный раздел (резюме)
Описание предприятия
Описание продукции (услуг)
Анализ рынка
План сбыта
Организационный план
Производственный план
Финансовый план
Оценка риска
Приложение
Обзорный раздел (резюме).