Основные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия
Экономия фонда зарплаты может быть действенным мероприятием по улучшению финансового состояния предприятия. На большинстве предприятий, находящихся в неустойчивом финансовом положении, существуют доли по заработной плате и выплачивается она нерегулярно. Для экономии фонда заработной платы всем прочим уменьшается заработная плата, но обеспечивется ее регулярная выплата [23].
Уменьшение текущей финансовой потребности осуществимо только путем реструктуризации долговых обязательств предприятия. Кризисная ситуация несколько облегчает реструктуризацию долгов и оправдывает такие ее формы, которые в нормальном состоянии предприятие не использует.
Выкуп долговых обязательств с дисконтом. Неустойчивое финансовое положение обесценивает долги предприятия, поэтому можно выкупить их со значительным дисконтом и на следующих условиях:
выкупаются долги, которые непосредственно определяют текущую финансовую потребность предприятия;
цена выкупа долгов зависит от уровня текущей хозяйственной потребности в оборотных средствах;
допустимая цена выкупа долгов определяется собственным дисконтом предприятия, т.е. выкуп долгов является инвестиционным проектом [24].
Конвертация долгов в уставный капитал может быть осуществена за счет расширения уставного капитала (при отсутствии формальных ограничений) и путем уступки собственникам предприятия части своей доли (пакета акций).
Форвардные контракты на поставку продукции по фиксированной цене могут заинтересовать кредитора, если ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса за долгосрочные поставки данной продукции. В данном случае, контрактая цена продукции должна быть не ниже ее прогнозируемой себестоимости [25].
Обеспечение финансового равновесия и развития предприятия в длительном периоде возможно только при увеличении денежного потока от его основной деятельности. Основными мероприятиями, обеспечивающими решение данной задачи, являются:
повышение конкурентных преимуществ продукции;
увеличение денежного компонента в расчетах;
увеличение оборачиваемости активов;
осуществление эффективной инвестиционной политики.
При реализации данных мероприятий необходимо проводить маркетинговые исследования, то есть организовывать деятельность, обеспечивающую превращение потребности покупателей в доходы предприятия. Необходимо создать на предприятии службу маркетинга, которая занималась бы изучением спроса, каналов продукции, а также оценкой возможностей конкурентов. Такой анализ является основой выбора ассортиментаи коммерчески-торговой политики предприятия.
В результате проведения маркетингового анализа предприятие может отказаться от портфеля заказов, не подкрепленных платежеспособным спросом. В производстве должны быть оставлены только те заказы, по которым оплата организована деньгами. Это позволит существенно ускорить оборот денежных средств, и тем самым, улучшит финансовое положение предприятия [26].
Для того, чтобы не только обеспечить финансовое равновесие, но и усилить свои позиции на рынке, предприятию необходимо осуствлять эффективную инвестиционную политику. Поэтому мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия должны быть увязаны с задачей повышения эффективности инвестиционной деятельности, о чем пойдет речь далее.