Методы анализа финансовой устойчивости предприятия
финансовый устойчивость денежный
В финансовом анализе применяются следующие основные методы:
). Метод сравнения - является наиболее простым методом финансового анализа. При применении данного способа финансовые показатели отчетного периода сравниваются с финансовыми показателями базового периода.
). Метод группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы - это дает возможность проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений.
). Метод цепных подстановок - это замена отчетного показателя базисным показателем, а все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупные финансовые показатели.
). Метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты - это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных показателей к другим. Метод применяется для количественной оценки финансового состояния предприятия. Так же может быть использован для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с показателями других организаций. Метод финансовых коэффициентов может быть применен для выявления динамики развития показателей.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов финансового анализа предприятия.
Общая оценка финансового состояния организации и изменение ее финансовых показателей - данный вид финансового анализа предназначен для оценки выявления общих характеристик финансовых показателей предприятия, динамики и отклонений за отчетный период.
Для этого необходимо сначала определить по данным бухгалтерского баланса стоимость имущества предприятия (выражается величиной показателя Итого), стоимость внеоборотных активов, величина оборотных активов, величина заемных средств - сумма показателей баланса, отражающая долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, величину собственных средств.
Для проведения анализа основных показателей финансового состояния составляется сравнительный аналитический баланс, в который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса.
Сравнительный анализ проводится двумя методами:
метод горизонтального анализа - дает характеристику изменения показателей за отчетный период.
вертикальный анализ характеризует удельный вес показателей в общем итоге.
Изменение удельных весов статей баланса за отчетный период рассчитывается по формуле:
(ait2/бt2 - ait1/бt1)*100 (18)
ai - статья баланса
t2 - значение показателя на конец периода
t1 - значение показателя на начало периода
бt2 - значение валюты баланса на конец периода
бt1 - значение валюты баланса на начало периода.
Платежеспособность означает наличие у предприятия финансовых возможностей для регулярного и своевременного погашения своих долговых обязательств. Такие возможности определяются в конечном итоге наличием у предприятия денежных средств. Понятно, что последнее зависит от того, в какой степени партнеры выполняют свои обязательства перед предприятием. Кроме того, в процессе оборота средств деньги то высвобождаются, то снова направляются как затраты на пополнение внеоборотных и оборотных активов. Понятно, что деньги могут направляться и на увеличение капитала, и на погашение долгов. Наличие той или иной суммы денежных средств на ту или иную балансовую дату еще не является критерием оценки платежеспособности предприятия. Другое дело - изменение суммы денежных средств за определенный период и причины, вызвавшие это изменение. Иными словами, надо определить, какие виды деятельности и какие элементы активов и пассивов способствовали приросту или уменьшению денежных средств и в какой степени. Определив это, можно ответить на вопрос, в каком направлении надо изменить активы и пассивы, чтобы суммы денежных средств увеличились.
При определенном уровне производства и реализации надо иметь источники средств, чтобы поддерживать необходимые размеры собственного и заемного капитала. Капитала должно быть достаточно для:
а) создания запасов сырья и незавершенного производства в размерах, обеспечивающих бесперебойную деятельность;
б) поддержания достаточного уровня запасов готовой продукции, гарантирующих стабильность продаж;
в) возможности предоставления кредита покупателям.