Сущность финансовой стратегии и методы ее разработки
Финансовая стратегия - это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:
§ планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;
§ оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли.
Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:
§ формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;
§ выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;
§ соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
§ определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;
§ создание и подготовку стратегических резервов;
§ ранжирование и поэтапное достижение целей.
Задачи финансовой стратегии:
§ определение способов успешного использования финансовых возможностей;
§ определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами
§ финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;
§ изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.
Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:
§ финансового управления - финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;
§ рынка финансовых услуг - факторинг, страхование, лизинг.
Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности.
Финансовый план компании (в современном формате его понимания) - это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников) (рисунок 1) [8, с. 123].
Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:
относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;
активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;
необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.
Рисунок 1. Общая схема финансового планирования компании
Необходимость решения этих задач обусловливает относительно сложную схему финансового планирования, в которую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В частности:
план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;
финансовые планы производственного отделения, дочерних компаний, холдинга, ФПГ.
При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левериджем. Финансовый рычаг - это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита [10, с. 147].
В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.