Планирование финансового состояния АО «KazTransCom»
АО «KazTransCom» характеризуется излишком собственных оборотных средств и осуществляет неэффективное использование оборотных средств, что подтверждается невысокими показателями оборачиваемости оборотных средств и их составляющих. Поэтому в рамках дипломной работы считаем целесообразным рассмотреть некоторые из направлений улучшения состояния оборотных средств предприятия как важного элемента стратегии финансирования предприятия в целом.
Обращает на себя внимание постоянный рост дебиторской задолженности. Так, лишь в 2008 году ее размер увеличился на 3369 тыс. тенге в тот же время, кредиторская задолженность увеличилась на 1416,2 тыс. тенге. В 2009 г. обе величины были значительно снижены: дебиторская задолженность на 910 тыс.тенге., а кредиторская - лишь на 36,3 тыс.тенге. Для уменьшения размера кредиторской задолженности предлагаем осуществить мероприятия по ускорению возвращения задолженности от дебиторов.[26]
Это возможное по нескольким направлениям. Одним из них является внедрение в хозяйственную практику системы штрафов за несвоевременную оплату отгруженных товаров. Так, если предприятие при подписании контрактов на поставу продукции будет уведомлять своего контрагента о принятой на предприятии системе штрафов, по которой за каждый день просрочки платежа должник обязан платить определенную пеню, это может привести к ускорению получения денежных средств на счета предприятия.
Кроме того, важным направлением уменьшения дебиторской задолженности и повышение платежеспособности предприятия является введение в хозяйственную практику АО «KazTransCom» системы авансовых платежей. В этом случае, в зависимости от суммы контракта и характеристик контрагента, возможно внедрить предоплату на определенный процент от общей стоимости продукции, которая будет отгружена покупателю.
Для иллюстрации возможного влияния внедрения предоплаты на некоторые показатели финансового состояния предположим, что предприятие предложило покупателям платить 30% стоимости товара до его фактической отгрузки. По состоянию на 1.01.10 г. размер дебиторской задолженности за товары, не уплаченные в срок составляет 1764 тыс. тенге. При внедрении 30% переплаты ее размер будет составлять:
Размер предоплаты (условный) = 1764*30/100 = 529,2
При этом величина дебиторской задолженности за не уплаченные в срок товары будет представлять:
Размер ДЗ (условный) = 1764 - (1764*30/100) = 1234,8
Получение 529,2 тыс. тенге предоплаты увеличит на соответствующую сумму размер денежных средств на счетах предприятия. Т.е. их общий размер по состоянию на 1.01.10 г. условно составит 1041,4 тыс.тенге. В этом случае значительно изменится платежеспособность предприятия:
Кабс.ликв.(условный) = 1041,4/ 4473,6 = 0,23,
где Кабс.ликв - Коэффициент абсолютной ликвидности.
В тот же время, как подтверждает проведенный анализ по состоянию на 1.01.10 г. предприятие характеризуется величиной данного коэффициента на уровне 0,11, что не соответствует рекомендованному значению и свидетельствует об отсутствии у АО «KazTransCom» возможностей по погашению текущей задолженности в необходимом объеме (20% от совокупной величины кредиторской задолженности) Поэтому считаем такое повышение платежеспособности предприятия за счет внедрения предоплаты эффективным и целесообразным.
Вторым направлением оптимизации состояния оборотных средств и усовершенствования стратегии финансирования на предприятии считаем возвращение до 10%-ных отчислений от чистой прибыли, полученной за год, на пополнение собственных оборотных средств. Это правило действовало до 1997 года на государственных предприятиях и давало возможность поддерживать определенный уровень оборотных средств, обеспечивая непрерывность производства и относительную финансовую независимость от других хозяйственных субъектов. Кроме того, целенаправленная политика относительно отчислений 10% прибыли на пополнение оборотных средств в дальнейшем значительно уменьшает расходы на приобретение товарно-материальних запасов, уменьшая задолженность перед их поставщиками.