Учет страховых операций
Для целей эффективного управления страховой деятельностью большое значение имеет организация аналитического учета страховых операций. Действующая Инструкция № 69н по применению Плана счетов в страховых организациях содержит лишь общие рекомендации по аналитическому учету страховых операций. При разработке рабочего плана счетов необходимо предусматривать формирование регистров аналитического учета. Если в нормативных документах в отношении объектов учета не содержатся требования ведения учета по субсчетам, то страховая организация должна самостоятельно решать эти вопросы при разработке учетной политики. [15]
Аналитическая информация может формироваться одновременно на нескольких счетах аналитического учета. Общими признаками аналитического учета являются:
виды страховых операций (прямое страхование, сострахование, перестрахование);
виды страхования (пенсионное, медицинское и др.);
объекты страхования (страхование жизни, имущественное страхование, страхование ответственности);
степень обязательности (обязательное, добровольное);
отчетные периоды (предшествующий, текущий, будущий).
Наряду с бухгалтерским в страховых компаниях организована система оперативного учета. Он осуществляется отделами и службами, связанными с бухгалтерией. Отдел страхования осуществляет оперативный учет заключенных договоров страхования. Журнал заключенных договоров страхования одновременно является регистром аналитического учета. В расчете величины страхового возмещения и страховых сумм (обеспечении) принимают участие экономические службы. Обоснованность страховых выплат подтверждается юридическим отделом.
В целом системы бухгалтерского и оперативного учета тесно взаимосвязаны. От того, насколько рационально налажены эти взаимосвязи, зависит достоверность учета и отчетности.