Направленность бюджетных стимулов местных органов государственной власти
Данная мера, конечно, решает проблему объективной оценки расходных нужд бюджетных учреждений, но не решает проблему оптимизации структуры самой инфраструктуры. По последней проблеме есть только довольно общая формулировка в республиканском законодательстве: «финансовая помощь определена с условием (курсив автора) проведения соответствующими бюджетами мероприятий по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств, на основе проведения инвентаризации учреждений бюджетной сети, с целью Достижения их оптимального количества». Однако это положение больше напоминает декларацию о намерениях, элемент традиционного переговорного механизма формирования бюджетов, доставшийся от советских времен, так как механизм реализации этого условия не раскрыт в законодательстве.
При всем при том, что финансы не любят экспериментирования, и конечно, должны быть в достаточной мере консервативны, новые вызовы, с которыми г. Чита столкнулась в последние годы, требуют инноваций в области внутреннего финансового хозяйства. Так, если доля консолидированного бюджета области составляла в конце 2008 года две трети доходов, собираемых на его территории, в 2009 году эта доля составила половину мобилизуемых доходов, а в 2010 ожидается, что эта доля снизится до 37%. т.е две трети всех доходов будет уходить в федеральный центр.
В новых условиях расщепления доходов между г. Чита и РФ, регион особенно нуждается в увеличении собственных доходов путем расширения налогооблагаемой базы и лучшего администрирования налогов. «Основные направления бюджетной и налоговой политики г. Чита на 2010 год» предлагают следующие меры по увеличению бюджетных доходов:
Частичная компенсация налоговых потерь увеличением неналоговых доходов (так, если неналоговые доходы планируются на уровне 9% консолидированного бюджета г. Чита в 2010 году, то перспективный план на 2006 год предполагает увеличение доли неналоговых доходов до 11,5%;
Улучшение администрирования и повышения уровня собираемости налогов, как в части поступления в бюджет недоимок прошлых лет, так и своевременной уплаты текущих платежей.
Изменения нормативов отчислений от регулирующих налогов Ингодинского района в бюджет г. Читы (%) отражает рисунок 2.3.
Рис. 2.3 - Изменения нормативов отчислений от регулирующих налогов Ингодинского района в бюджет г. Читы (%)
Кроме того, в части оптимизации расходов в 2010 году предстоит провести инвентаризацию сети учреждений и количества работающих в целях создания оптимального соотношения их и сбалансированности расходов с доходами соответствующих бюджетов». Как видно, все эти меры по увеличению доходов и оптимизации расходов связаны с административными мерами и в основном опираются на административный ресурс республиканских, а не местных органов.
Рисунки 2.4, 2.5, и 2.6 демонстрируют динамику изменения нормативов отчислений от регулирующих налогов в период с 2005 по 2009 год в местный бюджет: Местный бюджет Ингодинского района, представляющий собой сельский район с населением 27 тысяч человек, но богатый на углеводородное сырье и являющийся устойчивым донором бюджета края;
самоуправление местный бюджет расход
Рис. 2.4 - Динамика долей налоговых сборов, поступающих в бюджет г. Читы (%)
Рис. 2.5 - Изменение ставок зачисления регулирующих налогов в бюджет г. Читы (%)
Рис. 2.6 - Динамика долей налоговых сборов, поступающих в бюджет г. Читы (%)
Рис. 2.7 - Структура доходов консолидированного бюджета г. Читы в 2009 году
На этих рисунках мы видим динамику изменения ставок налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество предприятий (рис. 2.7), а также нормативов отчислений от сборов налога на добычу углеводородного сырья, налогов на землю городов и землю сельскохозяйственного назначения (рис.3, 4), назначавшихся республиканскими законами о бюджете упомянутым местным бюджетам в 2005-2009 годы. Графики с очевидностью показывают, что нормативы отчислений менялись в значительных размерах от года к году в течение 2005-2009 г.г. Особенно сильно колебались нормативы отчислений от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и налога на добычу сырья - налогов, которые приносят наибольшие суммы доходов в консолидированный бюджет региона, как это видно из рис.5 (налоги на добычу сырья составляют основную часть налогов на минеральные ресурсы).