Анализ отклонений фактических расходов от назначений по смете
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
Методика анализа финансирования кассовых и фактических расходов будет рассмотрено на примере МОУ «ЛСОШ №6»
Деятельность МОУ «ЛСОШ №6» осуществляется на основе сметного финансирования. Часть средств на покрытие расходов поступает в порядке сметного финансирования из бюджета.
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.
Анализ отклонений фактических расходов от назначений по смете проводится с целью определения и изучения полноты использования бюджетными средствами учреждения бюджетными средствами и установить факты недофинансирования.
Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов» формы №2.
На основании данной формы отчетности проанализируем насколько МОУ «ЛСОШ №6» было обеспеченно бюджетными средствами для осуществления непрерывной и нормальной работы учреждения.
В целом данные для анализа позволяют судить о том, что фактические расходы за год составили 18 243 083,2 тыс. руб., а было профинансировано лишь 17 739 815,6 тыс. руб. Следовательно, можно сделать вывод о том, что фактические расходы превысили объем поступившего финансирования на 503 267,6 тыс. руб. (18 243 083,2 - 17 739 815,6) или на 2,84%.
Однако, по некоторым статьям наблюдается превышение сумм бюджетного финансирования над фактическим расходами. Например, таким как начисления на оплату труда, оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, командированные и служебные разъезды, оплата транспортных услуг. В общем, сумма превышения сумм бюджетного финансирования над фактическими расходами по отдельным статьям составила 175 113 тыс. руб. (-123938,3 - 0,1 - 89,6 - 4169,6 - 1039,8 -1523,6 - 19446,4 - 0,3).
Следует отметить, что по большинству статей отклонения от фактических данных от плановых незначительны, что говорит о достоверности планирования показателей сметы. В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за отчетный период» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов МОУ «ЛСОШ № 6»
Соответственно, если на покрытие расходов МОУ «ЛСОШ № 6» были перечислены такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах. С другой стороны, такой анализ требует проверки кредиторской задолженности учреждения, чтобы убедиться, что выполнение сметы не сопровождается потребностью в дополнительных средствах.
Наибольшие отклонения фактических затрат от профинансированных наблюдается по таким статьям как: приобретение медикаментов и перевязочных материалов (на 321 613,5 тыс. руб. или на 11, 53%), страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования (на 3 563,7 тыс. руб. или на 19,87%), затраты на прочие расходные материалы и предметы снабжения (на 724,8 тыс. руб. или на 75,77%).
Превышение фактических расходов над суммой бюджетного финансирования по такой статье как затраты на приобретение медикаментов и перевязочных материалов связано с тем, что число фактических получателей бесплатных и льготных медикаментов составило 31 815 человек портив планируемых 23 021 человека. Следовательно, в 2004 году фактическое число получателей бесплатных и льготных медикаментов на 8 794 человек превысили плановое значение.
Уже н этом этапе выполнения дипломной работы можно сделать небольшой вывод, что в целом после перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования на уровне субъекта хозяйствования несколько снизилось в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилась самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.