Анализ отклонений фактических расходов от назначений по смете
В соответствии с постановлением « О переходе на казначейскую систему исполнения государственного бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства» министерством финансов осуществлен переход на казначейскую систему исполнения государственного бюджета. С введением этой системы принципиально изменился порядок финансирования учреждений и организаций за счет средств государственного бюджета.
Основанием для получения средств из государственного бюджета учреждениями и организациями является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства (АСГК) поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.
Роспись расходов по распорядителям средств бюджета формируется главными распорядителями средств (Финансовым управлением Администрации) на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий и представляется ими в министерство финансов. Ее регистрация в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями министерства финансов.
Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручениям на счета:
Поставщиков - за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
Получателей - по обязательным расчетам и нетоварным операциям;
На текущий счет организации в банке - для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.
В 2008 году для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производилось по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.
Для финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете и ведущих учет в соответствии с Инструкцией от 30 декабря 1999 г. №107-н, применяли счет 23 «Финансирование из бюджета». Этот счет использовали главные распорядители, распорядители ассигнований.
Счет 23 «Финансирование из бюджета» имел субсчета:
«Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия»;
«Дополнительные источники бюджетного финансирования».
Списание сумм расходов в конце года на основании годовых отчетов учреждений (получателей средств), находящихся в ведении главного распорядителя, распорядителя, в корреспонденции с кредитом субсчетов 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия», 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования», 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство».
Также и в самом Бюджетном кодексе термин "финансирование" сведен к понятию "кассовый расход" (статья 252 БК РФ).
В то же время такой этап исполнения федерального бюджета, как финансирование расходов, реально присутствует и закреплен в двух ключевых документах, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета. Это "Порядок организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета ", утвержденный приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. N 50н, и "Порядок исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и внесения изменений в нее", утвержденный приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 115н.
Значение финансирования на современном этапе заключается в том, что оно выступает одним из инструментов кассового планирования выплат, производимых из федерального бюджета. Объем финансирования, являясь одним из видов бюджетных ограничений, направлен на обеспечение более равномерного использования средств федерального бюджета в течение года. Распределение сумм финансирования по кварталам года предопределяется объемом кассовых поступлений в федеральный бюджет и необходимостью обеспечения макроэкономической устойчивости при осуществлении платежей из бюджетной системы в другие секторы экономики. Финансирование, таким образом, служит целям организации исполнения федерального бюджета и является инструментом управления бюджетом Минфина России и Федерального казначейства. [12.-C.10-12]