Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях
Потребительский потенциал региона определяется совокупной покупательной способностью его населения. Она, в свою очередь, зависит от уровня средней заработной платы, средней величины пенсий и величины среднедушевых доходов населения. Таким образом, рост благосостояния жителей региона - основа повышения его потребительного потенциала [40, c. 38].
Один из важнейших показателей инвестиционного потенциала муниципального образования - производственный потенциал, характеризующийся реальным объёмом продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, имеющимися и потенциальными возможностями производства, наличием факторов производства, обеспеченностью его ресурсами [40, c. 42].
Инвестор, исследующий производственный потенциал региона, должен, прежде всего, подвергнуть анализу структуру его народного хозяйства.
Финансовый потенциал муниципального образования характеризуется объемом налоговой базы, прибыльностью существующих предприятий, уровнем доходов населения. Следует заметить, вышеперечисленные показатели в значительной степени определяются уровнем развития производственного потенциала. Так, доходы населения, как известно, зависят от эффективности функционирования промышленных, сельскохозяйственных, строительных предприятий региона, прибыльность которых, в свою очередь, определяет налогооблагаемую базу и служит источником пополнения доходных статей местного бюджета [40, c. 45].
Среди важнейших институтов рыночной экономики, характеризующих институциональный потенциал региона - частные, государственные и межгосударственные кредитные учреждения и небанковские фонды, страховые организации, биржи, законодательные органы, регламентирующие деятельность субъектов рыночного хозяйствования, а также органы, осуществляющие надзор за исполнением принятых законов [40, c. 47].
Существенную роль в институциональной рыночной экономике играют банки - важные финансовые посредники, обеспечивающие денежными ресурсами частный и государственный бизнес, весь комплекс внешнеэкономических связей между регионами. Небанковские фонды выступают посредниками в кредитовании торговли, организуют движение капитала между отраслями народного хозяйства региона, территориально-экономическими образованиями в целом.
Формирование сильных рыночных институтов начинается с законов, определяющих характер взаимоотношений “государство - гражданин”, “государство - налогоплательщик”, “государство - собственник” [20, c. 128].
Защита прав собственности, введение строгой финансовой дисциплины, чёткие и прозрачные процедуры, регламентирующие санацию и банкротство, функционирование естественных монополий и стимулирование конкуренции - ключевые элементы экономического законодательства. Чтобы создать условия для динамичного экономического развития и привлечения инвестиционных средств необходимо доверие собственников и кредиторов к правовой защите [49, c. 253].
Уровень развития науки - важнейший показатель инновационного потенциала - зависит от наличия в регионе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, лабораторий и т.д. В то же время инновационный потенциал формируется внедрением в практическую деятельность работающих в регионе предприятий, передовых разработок, созданных в других территориально-экономических образованиях [40, c. 50].
Нередко инновационный потенциал определяется как совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется как деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Её результат - новые товары и услуги. Практическая реализация инновационной деятельности осуществляется посредством инновационной инфраструктуры: инновационно-технологических центров, технологических инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров и т.д.[40, c. 52].
Согласно Закону Пензенской области «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года инфраструктурный потенциал определяется экономико-географическим положением (ЭГП) муниципального образования и инфраструктурной обеспеченностью.
Профессор И.И. Курицын определяет экономико-географическое положение (ЭГП) страны, района, города, предприятия как «положение относительно других стран, регионов, промышленных и торговых центров, рынков, транспортных магистралей» [32, c. 3]. Он также указывает, что на уровне страны наряду с ЭГП большое значение имеет политико-географическое положение - положение на политической карте мира [33, c. 3].