Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях
ЭГП - один из важнейших факторов, определяющих инвестиционную привлекательность территории, оно способно повысить, либо, напротив, существенно снизить экономическую эффективность функционирующих в её пределах производств.
В целом инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу для решения производственных проблем. Под инфраструктурой понимается комплекс отраслей, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование, а также производственная и социальная инфраструктуры [10, c.114].
Ресурсно-сырьевой потенциал региона характеризуется наличием в нем природных ресурсов, необходимых для развития промышленности, сельского хозяйства. Ресурсы производств добывающей промышленности - соответствующие полезные ископаемые, лес. Среди природных ресурсов, необходимых для развития производств переработки - вода. Она же - важнейший ресурс электроэнергетики [15].
Учёт особенностей выявленных зависимостей результативности работы муниципальных предприятий от факторов, влияющих со стороны природно-ресурсного потенциала, таким образом, можно рассматривать как значимый аспект управленческой деятельности в части повышения инвестиционной привлекательности субъекта управления.
На сегодняшний день среди авторов нет однозначного подхода к толкованию понятия «риск». Л. С. Шапкин, например, определяет риск как «деятельность, связанную с преодолением неопределённости в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и степень отклонения от цели» [51, c. 6].
Обратимся к Закону и Пензенской области «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области» и охарактеризуем отдельные виды инвестиционных рисков, выделенные в нём.
Политические риски в деятельности инвестора связаны с несовершенностью хозяйственного, налогового, банковского, земельного и других законодательств РФ, политической нестабильностью регионов России, отсутствием поддержки или противодействием правительства, местной администрации [29, c.15].
Мерами снижения политических рисков, по мнению ряда авторов, служат:
- выработка резерва устойчивости;
- формирование благоприятной внешней деловой среды (поиск деловых партнёров, создание консорциумов, финансово-промышленных групп);
- активная поддержка учредителей во взаимодействии с властными структурами.
Социальные риски определяются наличием социальной напряженности в регионе, которая в свою очередь зависит от уровня и качества жизни населения, положения основных этносов [29, c. 16].
На величину финансовых рисков оказывает влияние доходность местных производств, состояние бюджетной системы, как правило, испытывающее сильную положительную корреляцию с налогооблагаемой базой [20, c. 130].
Уровень экономических рисков, прежде всего, обеспечивается состоянием хозяйственного комплекса, основными тенденциями его развития. Так, сворачивание сельскохозяйственного производства, усиление его экстенсивности на территориях с сельскохозяйственной специализацией приводит к росту экономических рисков, существенно повышает издержки предприятий - проектоустроителей, связанные с привлечением потенциальных инвесторов.
Показатели криминальных рисков испытывают положительную корреляцию с уровнем преступности в регионе, его положением по данному показателю относительно соседних территориально-экономических образований.
Экологические риски обусловлены состоянием природной системы территории, уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов, почв, что в свою очередь определяется наличием «грязных» промышленных производств, очагов радиоактивного загрязнения, в ряде случаев уровнем интенсификации сельскохозяйственного производства [20, c. 131].
Анализ связи между инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском в условиях России, свидетельствует о диалектическом соотношении этих факторов. Так, муниципальное образование с наименьшим риском, как правило, обладают наибольшими потенциалами и наоборот. Увеличение рейтинга инвестиционных рисков по мере снижения рейтинга интегрального потенциала - это довольно общая для муниципальных образований тенденция. Наиболее сильно она выражена для экономического и криминального рисков, в наименьшей степени для социального и политического рисков.
Еще одной закономерностью является то, что экономическая интеграция муниципальных образований между собой усиливает их инвестиционный потенциал. Показателем соотношения риска и потенциала являются так же личные вклады населения: чем выше экономический потенциал муниципальных образований и чем ниже инвестиционный риск, тем больше и абсолютные, и душевые размеры вкладов населения [13, c. 96].